Vladimir KunGuru (kun27guru) wrote,
Vladimir KunGuru
kun27guru

Categories:

Метро было в новинку полтора столетия назад

10 января - день метрополитена.
Работа лондонского метро началась 10 января 1863 года, почти сто пятьдесят лет назад.
Появился замечательный повод опубликовать свои заметки по вопросам омского метрополитена.



150 лет назад в лондонской подземке пошли первые поезда.
В 1985 году в Ванкувере начало работу суперновое лёгкое метро - SkyTrain.
А в 1989 году городская власть утверждает проект строительства архистарого метрополитена.
XXI век - областная власть, с непостижимой упёртостью, роет Омску устаревший метрополитен!

[Полтора века назад...]
Метро - 150 лет

В начале XIX-го века на главных улицах Лондона было не протолкнуться из-за самого разнообразного транспорта тех времен, не говоря уже о пешеходах. Тысячи человек каждый день переправлялись через Темзу на пароме или по Лондонскому мосту. Из-за постоянных заторов метрополитен был весьма важен для Лондона.

Лондонский метрополитен в 1963 году стал первым метрополитеном в мире. Первые туннели были проложены с помощью обычных строительных методов, то есть открытым способом. Улицы раскапывали на глубину до 10 метров, клали рельсы, строили каменные арки, затем всю конструкцию обкладывали кирпичом и мостили улицу заново. Главным недостатком такого способа была многомесячная остановка движения по улицам, где велись строительные работы.

Первое время вагоны были совершенно лишены окон, так как считалось, что смотреть под землей все равно не на что. Однако такая конструкция вызывала у пассажиров психологический дискомфорт, так что вскоре был налажен выпуск вагонов современного вида. Лондонский метрополитен, как городской внеуличный транспорт, стремительно расширялся.

Первые поезда Лондонской подземки были паровыми. Они работали на угле и испускали ужасную гарь. Затем во главе каждого состава ставился бестопочный паровоз, который приходилось заправлять паром на каждой станции. По этой причине первые линии были неглубокого залегания и требовали дополнительных усилий по вентиляции.

Применение электрической тяги позволило прокладывать более глубокие тоннели. Переход на ультрановую по тем временам электрическую тягу начался в 1890-м году.

Лондонский метрополитен включает в себя 270 станций, протяжённость путей более 400 километров. Пассажиропоток Лондонского метрополитена в 2008 году составил 1090 миллионов человек, или около 3 миллионов человек в день.

Паровоз метро

Вот такой симпатичный паровозик нашёл на Google


[Лёгкий метрополитен]
Метро и ЛРТ

Прогресс не стоит на месте, спустя век появилось лёгкое метро, энергоэффективное и экономичное. Как остановить строительство устаревшего метрополитена в Омске и построить современный внеуличный транспорт? Почему принято решение строить метро?

В СССР первое метро появилось в Москве в 1935 при Сталине, вопрос решался лично высшим партийным руководством страны, которому, как мы знаем просто не хватало образованности. Поэтому были перенесены на территорию СССР плоды инженерной мысли XIX века, такие как мартеновские печи, в то время как передовые страны перешли на бессемеровский конвертер. К примеру, при Брежневе стали производить Жигули с задним приводом, когда вся Европа пересела в переднеприводные автомобили.

Остальные города СССР встали за Москвой в "очередь за метро". В условиях железного занавеса был лишь один вариант - брать проект отечественного метрополитена, без вариантов. Омск оказался в хвосте сей очереди и ему "выпало счастье" лишь в конце 80-х годов прошлого века.

Лёгкое метро (ЛРТ) - регулярный скоростной внеуличный преимущественно наземный рельсовый вид городского транспорта. Может занимать пограничное положение со скоростным трамваем.

У лёгкого метрополитена пассажиропоток не превышает 15-25 тыс. человек в час, линии, как правило, располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), подвижной состав имеет габариты и массы меньше железнодорожных, поезда насчитывают 2-4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4-5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях бывают длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы. Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться как мини-метро.

Преимущества:

  • Нет гигантских неряшливых котлованов-долгостроев.

  • Нет типичных проблем с вентиляцией, плывунами и дорогостоящими и ненадёжными эскалаторами.

  • Строительство наземных и надземных станций и перегонов железных дорог (наиболее простых по конструкции) обходится дешевле и занимает меньше времени по сравнению с подземными.

По ценам 2006 года стоимость 1 км подземного тоннеля метро, построенного открытым способом, составляет приблизительно 50 млн долларов, а 1 км тоннеля, построенного закрытым способом, около 70-80 млн долларов. Стоимость же сооружения одного километра лёгкого метрополитена обычно составляет 15-25 млн долларов.

Первое и единственное по состоянию на 2010 лёгкое метро в России было построено в Москве — Бутовская линия лёгкого метро. По исполнению оно не соответствует понятию легкорельсовый транспорт, и представляет собой следующее: отдельная линия, соединённая с метрополитеном, начинается от конечной станции метро и вначале идёт по тоннелю, а затем выходит (посредством рампы) на поверхность и далее на эстакаду. Эстакада состоит из соединённых пролётов по 30 м (полые металлические балки) на опорах (средняя высота 10 м), станции расположены также на эстакаде с наземными вестибюлями.

Планировалось строительство второго в России лёгкого метро в Сочи, а также проектируются линии лёгкого метро в Краснодаре, Воронеже, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Новосибирске и т. д. ,а также в Подмосковье. В большинстве случаев значительную часть трассы лёгкого метро предполагается соорудить преобразованием внутригородских железнодорожных путей. Лёгкое метро проектируется в Одессе, Запорожье, Львове, Киеве, Ялте, Николаеве, Бишкеке, Астане.

В украинских городах подвижной состав и инфраструктура лёгкого метро будут основаны на национальной системе РАДАН разработки КБ им. Антонова.


[SkyTrain]
SkyTrain в Ванкувер

Зимняя олимпиада 2010 в канадском Ванкувере подвигла меня узнать о SkyTrain. Это лёгкое метро было хорошо видно при трансляции телевизионной картинки с вертолёта в дни олимпиады в Ванкувере.

  • Страна Канада

  • Город Ванкувер

  • Дата открытия 1985

  • Длина линий 68,7 км

  • Количество станций 47

  • Количество линий 3

  • Пассажиропоток за день 364 тысячи

  • Пассажиропоток за год 132 миллиона

SkyTrain — система лёгкого метро в Ванкувере (Канада). Поезда управляются в автоматическом режиме,без машинистов. Самая протяжённая в мире система скоростного транспорта с полностью автоматизированным управлением.

Система состоит из трёх линий. Линия Экспо (Expo Line) построена к Всемирной выставке 1986 года. Линия Миллениум (Millennium Line) открыта в 2002 году. Линия Канада (Canada Line) открыта в 2009 году при подготовке к Зимним Олимпийским играм 2010 года.

Три линии имеют общую конечную Уотерфронт (Waterfront) на берегу океана, на северо-западе города. Участок Уотерфронт-Коламбия используется линиями Экспо и Миллениум совместно. Линия Экспо проходит до пригорода Суррей. Линия Миллениум самопересекающаяся с пересечением на станции Коммершл-Бродвей (Commercial-Broadway). Помимо Суррея, линии также проходят через города Бёрнаби и Нью-Вестминстер. Линия Канада направлена с севера на юг. На станции Бриджпорт (Bridgeport) линия разветвляется одна ветвь в аэропорт, другая в центр пригорода Ричмонд.

Основная часть системы - эстакадная. Подземных участков два: северная часть линий Экспо и Миллениум и северная часть линии Канада.

Использовались источники:

  • Википедия, свободная энциклопедия

  • Межрегиональное общественное движение «Город и транспорт»

  • Официальный сайт проекта «Надземный экспресс»


Текст © Kun27Guru, 2010-12. Второе издание, дополнено и отредактировано. Первая публикация на сайте Омского клуба


Upd: В XXI веке в Омске прокладывают тоннели под транспорт XIX века. Как омичам остановить строительство устаревшего, во всех смыслах, метрополитена? Приедет из Москвы министр (2010 Эльвира Набиуллина) и накажет строить легкое метро?!
Tags: омское метро, преданья старины, трамвай и ЛРТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments